Главная > Творческие и методические работы > «Магаданский колледж искусств – гении рождаются здесь»

«Магаданский колледж искусств – гении рождаются здесь»


 
«Магаданский колледж искусств – гении рождаются здесь»
Творчество исполнителя (баян) и композитора Владислава Андреевича Золотарёва… Трудно говорить о нашем современнике, нашем земляке и сокурснике по учебе, красивом и застенчивом студенте училища, постоянно «витавшем в облаках» … Казалось, это было вчера, исторически ещё не сложилось отстранённое и объективное суждение о нём, и оценка его творчества… Но концертная жизнь нашей страны, да и многих других стран говорит о том, что творческое наследие выпускника нашего училища (колледжа) уже начало интересовать музыкантов, завоёвывать себе место в ряду классиков искусства…
В современных справочниках о композиторах мы читаем: «Новатор в области баянного искусства, и основоположник оригинального репертуара для многотембрового готово-выборного баяна в России».
В ряде статей говорится: «Владислав Золотарёв как личность и композитор: человек – легенда» …
Каков он – наш коллега, наш магаданец? Как сложился его жизненный и творческий путь? Чем интересны его произведения? На эти вопросы мы и попытаемся ответить.



«Высоким искусством
является то, что создано
по велению сердца»
Вл. Золотарёв



В 1940 году кадровый офицер Андрей Антонович Золотарёв служил в военной части гарнизона бухты на берегу Японского моря с оригинальным названием Де – Кастри (Хабаровского края). Верная спутница его жизни - Аграфёна Григорьевна – разделяла с ним все трудности жизни семьи военного. 13 сентября 1942 года в небольшой квартире гарнизонного поселка Де – Кастри родился их долгожданный сын Владислав.
С детства он чутко воспринимал природу – своеобразие дальневосточных сопок и яркость красок Абхазии (Гудаута), куда переехала молодая семья. Владислав жадно впитывает впечатления от тех мест, где пришлось побывать Золотарёвым по долгу службы – Ессентуки, снова Дальний Восток, район мирового полюса холода Усть – Нера (Якутия, 1948). Он тепло вспоминал: «Как я благодарен бабушке за те песни, что сейчас превращаются в симфонии! За те сказки, которые открыли для меня мир поэзии, навсегда вдохнули в меня истинную струю русского быта…»
Когда финансовое положение семьи окрепло, Андрей Антонович покупает дорогой заказной кировский баян (1953) – мечту всей его жизни. Весь род Золотарёвых на Украине (Харьковщина) – потомственные музыканты – самоучки, игравшие по слуху на гармони, гитаре и мандолине на всех местных праздниках… Изучив в молодости нотную грамоту, овладев начальными приёмами игры на баяне, отец теперь передаёт сыну свои небольшие знания и вводит его в богатый мир музыки.
Золотарёв – младший проявляет яркие музыкальные способности: цепкая музыкальная память, хороший слух, импровизаторский дар. Баян Владислав полюбил всей душой и больше никогда с ним не расставался.
Переезд семьи в Магадан в 1958 году определяет творческую судьбу Владислава. В течение двух лет он занимается в Детской музыкальной школе под руководством педагога Николая Александровича Лесного, а в 1960 году поступает в открывшееся Магаданское музыкальное училище по классу баяна у своего любимого преподавателя.
Роль Н.А. Лесного – чуткого педагога и прекрасного музыканта – в становлении творческой личности Владислава Золотарёва велика. Работа над сложными приёмами техники исполнительства, познания начальных основ композиторского мастерства, расширение эстетического кругозора – всё это с бесконечным терпением, методикой обучения и тактом передаёт внимательный педагог своему талантливому ученику, развивая его яркие способности.
К этому времени относятся первые серьёзные композиторские опыты Владислава: пьесы для баяна, фортепиано, скрипки («Легенда», Токката, Маленькие увертюры). В них уже встречается глубокая сосредоточенность, динамизация содержания, поиски новых музыкальных выразительных средств: использование интонаций древнерусских церковных песнопений и элементов полифонического изложения.
Владислав много занимается теорией музыки и гармонией, слушает классическую музыку, увлекается русской и зарубежной литературой. Постепенно формируется Золотарев-художник, Золотарев-поэт. Интересно его поэтическое наследие, живописное творчество и лирические исповеди дневников, осененные бесспорным дарованием.
Концерт Юрия Казакова (1963), приехавшего с концертом в Магадан, познакомил Владислава с многотембровым готово – выборным баяном, инструментом по тем временам новым, имевшим большой потенциал для исполнительства и увлекшего молодого композитора. Золотарёв пишет хороший отклик на этот концерт в газету, начинает искать новые приёмы игры на баяне.
Но творческие планы прерываются призывом в армию. Три года (1963 – 1966гг.) службы в армии во многом закалили волю и характер Владислава. Он борется со сложностями, организовывает художественную самодеятельность, сочиняет песни (отмеченные призами), пишет горячие статьи в армейскую прессу. В эти годы закончен клавир Концерта №1 для баяна, «Листок из альбома», созданы части Камерной сюиты и ряд Пьес – настроений по А. Блоку (для баяна), в которых много новаторских приёмов техники исполнительства.
В конце 1966 г. Золотарёв вновь приступает к занятиям в Магаданском музыкальном училище, относясь к ним очень серьёзно. Родители разделяют его настроение, мечтая о будущности сына. В 1967 году они покупают высококачественный многотембровый готово – выборный баян. Владислав много сочиняет, работает над произведениями для различных инструментов: Пьесы для баяна, скрипки, фортепиано. Их отличает самобытное звучание и образный строй.
Серьёзная учёба, активное самообразование, работа над собой, углубление эстетического кругозора расширяет и обогащает арсенал его исполнительских и композиторских средств, совершенствует его техническое мастерство. Созданы Сюиты для фортепиано, Детские сюиты (1-4), завершена Камерная сюита (в шести частях). В них раскрываются своеобразные выразительные средства оригинального стиля молодого композитора.
Владислав Золотарёв регулярно проводит в городе авторские концерты, где звучали его новые произведения для баяна и где он раскрылся как эмоциональный исполнитель, хорошо владеющий сложной исполнительской техникой. Эти концерты проходили с большим успехом, слушатели тепло принимали исполнителя, ощущая его большое дарование.
Заканчивая училище (1968г.), он обращается к крупным и масштабным формам: созданы Концерт №1 для баяна с симфоническим оркестром, и Концертная симфония №1 для баяна с симфоническим оркестром, которые насыщены яркостью тембровой драматургии и логикой тональных планов.
Программа Государственного экзамена по специальности (баян) была представлена классическими произведениями (Бах-Бузони, Паганини) и авторскими произведениями, исполнена на высоком уровне и положительно оценена комиссией.
В Магаданский период написан интересный вокальный цикл (романсы) для голоса и фортепиано на стихи японских поэтов, насыщенный лирической и философской тематикой. Создано большое количество стихотворений, в которых раскрывается формирование его дарования и лирико-драматическое мироощущение автора. В стихах преобладает лирика, тематика любви. Любовь – светлая, радостная, неразделённая, трагическая, доминанта всего творчества Владислава Золотарёва.

Мне грустно без тебя…
Ты слышишь?
Костёр догорает…
Пламенеют последние чувства.
На закат наплывают тучи…
Тополя затихли.
Тлеют угли…
Слышишь?
Как неровно стучит моё сердце…
(Магадан. 1969 г.)

Вместе с дипломом об окончании музыкального училища Владислав получает рекомендацию – направление для поступления в консерваторию, но решает ехать на Чукотку, в посёлок Бухта Провидения, преподавателем Детской музыкальной школы. Его охватывает чувство внутренней и творческой раскрепощённости.
Педагогическую деятельность он совмещает с изучением творчества современных сложных композиторов – таких, как А. Шёнберг, изучением композиторских принципов «додекафония» и «атональность». Владислав Золотарёв в письмах к своему сокурснику и другу В. Большанину говорит о родственном чувстве к А. Шёнбергу: одна и та же дата рождения - 13 сентября, один интерес к 12-ти тоновым композициям, смелые поиски и эксперименты.
В 1968-1970гг. композитор много сочиняет: драматическая поэма «Мартин Иден (для альта и камерного оркестра) – под впечатлением романа Д. Лондона, героя которого Владислав отождествлял с собой, сонаты для баяна, сочинения для хора, «Вечерняя прелюдия», ансамбли и произведения малых форм (для баяна, скрипки). Они показывают становление музыкального стиля композитора, самобытность и многогранность образного содержания. В этих произведениях проявляется одна из характерных сторон его мироощущения: всепоглощающее состояние жизнелюбия и оптимизма.
Радость в жизнь Владислава приносит встреча и любовь к коллеге: педагогу ДМШ по классу виолончели – Ириной, которая стала его женой. Поддерживает в творческих поисках, и дружеская переписка со старшими друзьями: М. Шагинян, Б. Ярустовским, Ю. Ястребовым. Консультации во время кратких поездок в Москву у Р. Шедрина, Д. Шостаковича укрепляют мысль Золотарёва о правильности выбранного пути.
Встреча с исполнителем Эдуардом Митченко, выступавшем с концертом в Магадане в 1961 году, помогла Владиславу с началом официальных публикаций его произведений. Эдуард Митченко исполняет в Москве и вводит в свой постоянный репертуар Партиту и Детскую сюиту №1, делает грамзаписи пьес молодого композитора.
В 1970 году семья переезжает в Москву, хотя ещё несколько раз (1970 – 1971гг.) Владислав приезжает в любимый Магадан. Были и авторские концерты, и консультации студентам училища, встречи с творческой интеллигенцией города, беседы с друзьями и многолетним наставником – Н.А. Лесным.
Москва увлекает Золотарёва быстрым темпом жизни, целеустремлённым движением «вперед», творческой активностью молодёжи. Год 1971 становится вдвойне радостным: рождение сына Генриха и поступление в Московскую консерваторию на композиторский факультет. По требованию учебной программы и советам его ведущего педагога – Т. Хренникова, Владислав сочиняет несколько ансамблей (Диптих и Триптих). Духовного и творческого контакта между педагогом и студентом, к сожалению, не сложилось. На новаторстве Т. Хренников не настаивал, направляя своенравного студента на выполнение традиционных заданий.
Золотарёв продолжает посещать консультации у Д. Шостаковича, отметившим его дарование и давшего хорошую оценку предоставленным ему произведениям. Также консультируется у К. Волкова, Э. Денисова и Р. Шедрина, с которым Владислава связала творческая дружба. Он делится с Р. Шедриным своими планами и проблемами, вопросами творчества, посвящает ему свои «Экспромты» (Афоризмы, размышления, высказывания). «Камерная симфония» (сборник стихотворений) так же посвящена Р. Шедрину.
В своих стихах Золотарёв, как и в музыке, раскрывает лирические переживания, особенности своего мировосприятия и (как говорил сам Владислав) – «сердечную созерцательность».

Любовь к любви всегда стремится…
Как и звезда несёт свой свет звезде…
И Жизнь свой держит путь не к смерти, нет!
Как и Любовь, она стремится к Жизни!
Москва, 21 июня 1971г.

В Москве композитор знакомится с выдающимся исполнителем (баян) Фридрихом Липсом, сразу оценившем его новаторское творчество, начавшем активно поддерживать и пропагандировать его произведения (проводились концерты, записи, творческие встречи). Фридрих Липс вспоминает: «Однажды в одном из концертов я услышал музыку В.Золотарёва. Это имя стало поворотным в моей творческой биографии. Он писал ту музыку, которую я искал. Она была по – настоящему содержательной, с использованием всех возможностей современного баяна – выборного, многотембрового».
Соната №2 была написана по заказу Ф. Липса, а соната №3 – как отмечал и Ф. Липс, - «является вершиной, революцией в баянной литературе!»
В сонатах, как и в Полифонической тетради «24 медитации» (для баяна) или в Концертных симфониях №1, №2 (для электронного баяна и симфонического оркестра) прослеживаются жанрово – стилистические истоки музыкального тематизма, переключения и взаимодействия художественных стилей, разнообразные приемы полистилистики.
В философски насыщенных произведениях «Размышления у фресок Дионисия», оратории «Ex Libris» (для солистов – вокал, чтецов, нескольких хоров и симфонического оркестра), романсах на стихи В. Хлебникова – новаторские приемы композиции логично сочетаются с интонационными и фоническими уровнями, многотемностью контрастного материала в разработках.
Жанровый и эмоциональный диапазон произведений Золотарёва широк: солнечны и красочны «Рондо каприччиозо», «Испаниада» (Испанская рапсодия); сумрачны и драматичны «Апокалипсис» (для ф-но), прелюдия – поэма «Остров мёртвых», «Траурная музыка» и «Пять композиций». Светлые настроения радости и любви пронизывают «Музыкальное приношение в честь рождения сына Генриха», «Сюиту» (для виолончели и фортепиано), Adagio для виолончели и ф-но с посвящением: «Жене моей Иринушке в День Рождения».
Его творчеством заинтересованы С. Губайдулина и Э. Денисов (которые под впечатлением произведений Золотарёва начали писать для баяна). Поддержку оказывают Р. Щедрин и Ф. Липс. Но в 1972 году разочарованный Владислав уходит из консерватории: его 12-ти тоновая манера письма и опыты с препарированным фортепиано вызывали непонимание, как и эксперименты с четвертьтонами. Этим поступком Владислав затруднял себе прием в Союз Композиторов, но не мог иначе – свой творческий путь был ему важнее.
В планах композитора намечается работа над несколькими операми на сюжет о жизни древнерусских философов, продолжается работа над малыми формами. Уже издано несколько авторских сборников. Выпущены грампластинки и аудиозаписи. Весной 1975 года в совете Союза Композиторов рассматривается опрос о членстве Владислава Золотарёва. Исполнялись его произведения (Ф. Липс), с положительной оценкой творчества выступали С. Губайдулина, Э. Денисов. Говорилось о его огромном вкладе в становление и развитие современного баянного репертуара, большом влиянии на современный исполнительский стиль.
Удивительным образом решение вопроса о членстве в Союзе Композиторов совпало с концертом Ф. Липса, который впервые за пределами страны исполнил в Клингентале (Германия) Сонату №3 (для баяна), которая произвела глубокое впечатление на слушателей и сопровождалась овациями. Но этого Владислав Золотарёв не узнал – 13 мая 1975 года его не стало…
Вспоминаются слова известного русского философа И.А. Ильина: «Сущность духовной трагедии заключается в том, что в земной жизни человека обнаруживается неразрешимое, непреодолимое затруднение, которое вызывается не просто его личным свойствами, но самой объективно – сущей природой вещей, в столкновении духа с чужой пошлостью и слепотой… И чем духовнее человек, чем глубже его душа, чем тоньше его чувства, чем праведнее его воля, - тем более его жизнь насыщена трагическим».
Действительно, семантически устойчивые сферы трагического и жизнеутверждающего прослеживаются в музыке, стихах и прозе, живописи Владислава Золотарёва. Все его произведения пронизаны череованием трагизма и жизнеутверждения. Возможно, его новаторское творчество не было в полной оценено в те годы…
Сегодня Владислав Золотарёв – общепризнанный классик современной баянной литературы. Его произведения издаются, исполняются и записываются во многих странах, на международных конкурсах баянистов входят в обязательную программу.
В 2007 году в Ганновере (Германия) проходит международная конференция, посвящённая 65-летию Владислава Золотарёва, а в 2008 году в Нью-Йорке (США) – Международный конкурс композиторов имени Владислава Золотарева. В Москве звучит яркое произведение, посвящённое памяти Владислава Золотарёва: «Страсти по Владиславу» (для баяна, чтеца, рок – группы и симфонического оркестра), автор – В. Рунчак.
К анализу творчества композитора обращаются исполнители и музыковеды. Это монографии о Владимире Золотарёве: Ф. Липс, В. Балык, А. Малкуш, Инга Краузе; статьи К. Булыго, С. Платоновой, э. Фомичёвой и др. Их всех – и профессионалов, и любителей музыки, поэтов, художников – привлекает в творчестве Владислава Золотарёва не только новаторство и своеобразие образно – эмоциональных сфер, но и стремление к творческой свободе, совести – солнцу, и солнцу – любви:

«Свобода ваша – небо!
Счастье ваше – звёзды!
Стремитесь, люди, к звёздам!
Парите выше неба!
Пусть будет совесть солнцем!
А разум океаном!
Пусть будет жизнь бессмертьем!
Любовь же не обманом!»
Магадан, 1966 г.
Е. Лымарь
Музыковед

Вернуться назад